The Independent: «Не надо рисовать Путина. Пацан слишком чувствительный». Российская власть боится сатиры

Москва, Апрель 30 (Новый Регион, Денис Фрунзе) – Западная пресса продолжает подводить итоги 8-летнего правления российского президента Владимира Путина. Отмечая позитивные сдвиги, связанные с экономическими успехами и ростом благосостояния россиян, иностранные журналисты крайне негативно отзываются о российском лидере в связи с ущемлением в стране целого ряда демократических свобод. Сегодняшняя Independent разместила объемный материал, в котором Путин изображен человеком, не терпящим критики в свой адрес и смертельно боящимся политической сатиры, которая, по мнению издания, в годы его президентства была фактически ликвидирована.

Героем публикации британской газеты стал известный российский карикатурист Владимир Златковский, который рассказал иностранному журналисту о том, что карикатуры на Путина в российских изданиях были фактически запрещены еще 2000-м году. «Михаил Златковский делал язвительные карикатуры на российских лидеров, начиная со времен Перестройки, – пишет Шон Уокер в статье «Кремль и карикатуры. Шуткам здесь не место» (, – прим ред.). – Однако со временем он обнаружил, что сатира, дозволенная при Ельцине и Горбачеве, во времена Путина стала опасным занятием».

Independent называет Путина «воплощением мечты карикатуриста». «Узнаваемая внешность, своеобразное чувство юмора – все это делает Путина настоящим воплощениям мечты любого карикатуриста, – пишет Шон Уокер. – Его активность в купе с характерными особенностями личности предоставляли огромное количество материала даже самому бесталанному карикатуристу. Однако есть одна небольшая проблема – российским карикатуристам просто запрещено рисовать Путина».

«Когда Ельцин в канун новогодней ночи 2000 года назначил Путина исполняющим обязанности президента, Михаил Златковский, работавший тогда в «Литературной газете», опубликовал в своем издании карикатуру, на которой дряхлый Ельцин вытаскивает сетью из моря Путина с русалочьим хвостом и возлагает ему на голову корону. Это была одна из последних карикатур на Путина, появившихся в российской печати. По словам Златковского, на следующий день после инаугурации нового президента 7 мая 2000 года, главный редактор «Литературки», посещавший церемонию в Кремле, вызвал заслуженного карикатуриста в свой кабинет и попросил: «Миша, давай больше не будем рисовать Путина. Пацан очень чувствительный». С тех пор в российской прессе не было размещено ни одной карикатуры на Путина, кроме рисунков, на которых он изображался в положительном и, даже, героическом свете».

Златковский рассказывает, что за время путинского правления количество «табуированных тем» неизменно увеличивалось. «Нельзя было публиковать карикатуры на министров, сотрудников администрации президента, военных, – рассказывает Златковский в интервью Independent. – Не допускались картинки на тему чеченской войны. Недавно мы опубликовали карикатуру на московского патриарха Алексия II, и в редакцию мгновенно позвонили из патриархии с требованием больше не допускать подобного».

«В сегодняшней России нет центральной цензуры, – заявил Златковский. – Но есть цензура пожарной службы или налоговой инспекции. Если сегодня опубликовать карикатуру, высмеивающую правящий класс, назавтра в офис редакции заявятся пожарные, которые под каким-нибудь бюрократическим предлогом закроют помещение. Или позвонят из типографии с сообщением, что за ночь бумага внезапно подорожала в десять раз. Многие карикатуристы в итоге завязали с ремеслом и нашли другую работу, редакторы вообще предпочитают не публиковать карикатуры от греха подальше».

Беседуя с журналистом Independent, Михаил Златковский рассказал, что в советское время в печати допускались политические карикатуры, осуждающие западный империализм и образ жизни. Перемены произошли в 1987-м.

«В 1987-м году на меня вышли сотрудники КГБ и попросили нарисовать карикатуру на Михаила Горбачева, – рассказал Златковский. – Они сказали, что во время зарубежных поездок Горбачев пытается показать Западу новое лицо СССР – социализм с человеческим лицом, а его донимают журналисты, спрашивая о том, как можно считать страну демократической, если в газетах не публикуют карикатуры на политических лидеров. Сотрудники КГБ обещали заплатить за работу хорошие деньги, дав понять при этом, что карикатура не должна быть слишком резкой. В итоге я нарисовал карикатуру на тему политических разногласий между Горбачевым и советским генералитетом. На ней Горбачев с родимым пятном на лбу в виде серпа и молота перекидывал через плечо медведя в генеральской форме. Когда я поинтересовался, в каком издании будет опубликована эта карикатура, мне объяснили, что это выйдет только в специальном издании «для Запада», чтобы продемонстрировать там «реальную демократию в СССР».

По словам Златковского, «золотой век» для карикатуристов пришелся на эпоху Бориса Ельцина. «Сатирикам следовало бы поставить памятник Ельцину, – говорит Златковский. – Конечно, в те времена было много дурного, но по сравнению с сегодняшним днем это был золотой век».

Златковский вспоминает, что художникам-сатирикам никто не запрещал высмеивать слабое здоровье президента, его пристрастие к алкоголю, а сатирическая программа «Куклы», беспощадная по отношению к Ельцину, имела сумасшедший рейтинг. При этом в 1999 году в программе появилась и кукла Путина, как одного из ведущих политиков. Однако сначала, после инаугурации в 2000-м, Кремль потребовал убрать куклу нового президента из программы, а затем передачу и вовсе закрыли.

«Когда сравниваешь едкую, злободневную политическую сатиру «Кукол» с беззубыми и пошлыми программами, которые принято считать юмором в современной России, невозможно поверить, что и то, и другое было сделано в одной и той же стране», – пишет Independent.

Британский журналист приводит цитаты из интервью режиссера Юлия Гусмана на радио «Свобода», в котором тот рассказывает о жесткой цензуре в отношении политической сатиры на российском ТВ. В частности, упоминается случай, когда из телеверсии церемонии вручения кинопремий, ведущим которой был Гусман, вырезали шуточный фильм, в котором Путин был представлен в роли царя, а Медведев в роли его сына.

Британское издание отмечает, что последним оплотом политической сатиры остается российский сегмент Интернета, где гуляет масса анекдотов о Путине, но при этом выражает опасение, что при новом президенте Медведеве, Интернет-сайты также могут подвергнуться гонениям в соответствии с последними поправками в закон «Об экстремизме».

Материал заканчивается цитатой из Михаила Златковского. «Больше всего на свете власти страшатся сатиры и насмешек, – говорит Златковский. – Ничто так не разрушает их ореол величия, как сатира».